Триест- Катания-Пьяцца Армерина-Агридженто-Сиракузы-Катания

26-29 ноября 2017 год

Мы  купили билеты  за два месяца до поездки. Они стоили  примерно -18 евро туда и обратно. Сравнивая с обычной поездкой из Триеста  в Венецию на своем транспорте, которая обходится около 50 евро (бензин и оплата автострады), начинаешь тихо радоваться и восклицать: «Да этот самолет везет меня туда почти бесплатно».  Однако  подчеркиваю:  билет надо покупать как минимум за месяц.

Аэропорт. Пару слов о  триестинском аэропорте – он становится настоящим красавцем. Просторные залы, стильные бары, современные туалеты, что еще надо пассажиру? Уже сейчас вы можете  добраться из аэропорта  на поезде  до Триеста и Венеции.  Так что, тем кто передвигается без машины  будет легко спланировать путешествие.

Мы добрались до аэропорта Ронки дей Леджионари  на своей машине и, воспользовавшись  тайными знаниями местного попутчика и уверенностью  непривлекательности моей шкоды Фабия 2003 г для мирового бандитизма, оставили ее в посёлочке неподалеку от аэропорта  бесплатно. Если оставлять машину на стоянке аэропорта, то это будет стоить примерно  12  евро в день.

Те, кто летает компанией «Райнэир» часто, наверняка знают, что даже ручную кладь у вас могут забрать для погрузки в трюм самолета.  Обычно только первые  90 пассажиров  могут занести свою сумку на борт, остальные получают квиток и отдают  сумку погрузчику, не платя ничего. Но после полета придется подождать, когда вам эту сумку отдадут.

Аренда машины. В аэропорту  Катании  мы сразу же отправились искать  «нашу» контору по аренде авто.  Воспользовались любезно предложенной «Райнэир» рекламой, мы   и забронировали машину  еще при покупке билетов (Панда 5 дверей) всего за 21 евро на 4 дня. Повторю : всего  21 евро за 4 дня. Но,  обязательное условие — кредитная карта .  Всего мы заплатили 100 евро за  аренду машины, страховку и бензин.

Советую вам непременно сфотографировать все царапинки на взятом в аренду авто. Если бы мы так не сделали,  наверное, поругались бы со служащими, указавшими нам на исцарапанный бампер. К счастью, фото на память в первый день нашего знакомства с машиной убедили сицилийских специалистов в нашей  порядочности и в прозорливой вере в человечество.

Попутчики

Компания у нас подобралась особенная. В общем-то, мы решили отметить наши дни рождения, идущие один за другим, в этом вояже. Мы немного похожи характерами, и поэтому споров и перипетий не было вообще. Все соглашались на мои предложения. В конце путешествия  кто-то,  не помню, кто из них двоих,  сказал: «Почему мы делает только то, что хочет она?!»  Но как раз это был день моего рождения, и  он  (этот кто- то)  пристыженно замолчал.

В общем, мы единодушно решили ничего заранее не заказывать и бронировать отель за завтраком.  Благо, в это  прекрасное время года, которое называется «не сезон», выбирать было из чего.

1 день. Пиацца Армерина, где знали толк в развлечениях. Мы очутились на Сицилии в 11 утра, радостно вырвавшись из  триестинкого ветра с дождем. Было тепло и необычно. Казалось, что мы не в Италии.  Возможно, сицилиец скажет так про Фриули Венецию Джулию.

Чтобы не тратить время зря, мы отправились  сразу туда, куда я хотела больше всего попасть.  Римская вилла делла Казале находится в 5 километрах от городка  Пиацца Армерина . Время ее постройки  —  начало  4 века. По словам историков, она была невероятно роскошной даже по меркам римского столичного  богатства. Кроме жилых помещений на  вилле находились термы  и залы для аудиенций.  Кем же был этот богач? Идентификация владельца уже давно обсуждается в ученых рядах.  Было сформулировано несколько  гипотез.  Согласно первой гипотезе, владельцем виллы был  тетрарх Максимиано (285-305), который ушел в отставку после отречения.  Совсем недавно владельцем  виллы был объявлен  Максенций, сын Максимиана (305-312). Наиболее распространенная и правдоподобная гипотеза утверждает, что владельцем виллы был Лучио Арадио Валерио Прокуло Популонио, губернатор Сицилии между 327 и 331 годами и консул в 340 году. В 320 году в Риме  он организовал Игры, слава которых была поистине великой.  И, возможно, изображения на некоторых мозаиках виллы  под названием «Большая охота»  и «Игры цирка» в спортзале терм  должны были восхвалять это событие.

Меня больше всего интересовали «Девушки в бикини».  Не помню, когда я увидела их впервые. Помню только, что мое воображение поразил  достаточно современный вид облачения десяти спортивных дев. Судя по изображению,  все они чемпионки.  Каждая в своем виде спорта. Одна из них  наверняка   большая молодец  по ношению  ветряных вертушек.

Только с наступлением темноты мы ушли из Вилла дель Казале. Музей  в «несезон» закрывается в 16 часов. Стоимость билета – 9 евро.

Так как световой день был короток, решили переезжать из одного города в другой после захода солнца. Таким образом, нам удалось  в Сицилии за 4 дня увидеть многое. Покинув Пиацца Армерина в 18 часов ,  через два часа  мы были в Агридженто .

1-2 день Агридженто, где в листве прячутся зеленые попугаи и громко кричат. B&B Monte dei Pegni  был забронирован  по телефону  и, наверное, мы могли бы получить  там премию «Десять единственных туристов  ноября». Бэд энд брэкфаст находится в центре Агридженто. Это очень удобно.  Там чисто и уютно.  Чтобы войти в него, надо подняться по крутой живописной лестнице.  Единственный минус – парковка. Придется оставить машину на ближайшей платной парковке (Pluripiano Atenea Parking ), если владельцы отеля не дадут вам пропуск в центр города.  И даже с пропуском  владельцы все равно должны предупредить полицию, что ваша машина (номер)  въедет в исторический центр, чтобы вам не выписали штраф. Управившись с парковкой, мы пошли искать вино и еду.  Долго искать не пришлось, радом с гостиницей  есть отличный винный погребок –ресторан  Enotria Calici in dispensa, где самый придирчивый винолюб найдет себе напиток по вкусу.  Там мы и отметили  день рождениеоднойиз участниц экспедиции.  И было нам эногастрономическое счастье и счастье общения.

2 день. Долина Храмов, где гигантомания была обычным делом Утром хозяйка BandB  постараюсь убедить нас, что больше смотреть на Сицилии нечего  и что надо остаться в Агридженто на все три дня. Но я, в отличие от моих толерантных европейских соучастников вояжа,  была настроена решительно. И сказала:  «Нет  и нет!  Сейчас быстро все здесь посмотрим и поедем дальше! Нас ждут Сиракузы!»

Ах, как я  была неправа насчет «быстро все посмотрим». Ведь мы приехали в  «пуп земли» по версии  Юнеско — знаменитую Долину Храмов (Valle dei Templi)   Храм Tempio della Concordia даже  взят для логотипа Юнеско.  Одни из моих спутников, причастный к работе Юнеско, целовал каждый камень и готов был остаться  там навсегда. Казалось, он достиг дзэна.  Было очень трудно, да что греха таить, совсем негуманно,  торопить его.  Три часа прошли незаметно. Погода радовала. Апельсины украшали пейзажи. А любители истории  находились в нирване. Я тоже любитель истории, но с известным пределом.  А в какой — то момент  я становлюсь любителем  гастрономии больше,  чем истории.  Световой день уходил, и перекусили мы быстро, купив в киоске у обрыва панини. Отважились даже попробовать панини с селезенкой – национальная кухня Сицилии. Вкусно. Пикантно. Много уксуса и маринованного лука.

Из практики перемещения по археологическому комплексу:  мы прибыли туда по «нижней»  дороге и, припарковав машину,  взяли шатл. За громким  космическим названием скрывается обычное такси- 4 евро на человека,  где ребенок тоже человек.   Разговорчивый зеленоглазый водитель  доставил нас до верхнего входа. Таким образом,  мы избежали двойного хождения  по  дороге от храма к храму. Начали осмотр сверху,  дошли до нижнего входа, откуда нас привез шатл, сели в машину и поехали дальше. Стоимость билета в комплекс – 11 евро . Советую взять билет и в сад (GIARDINO DELLA KOLYMBETHRA – 15 евро вместе с основным маршрутом). Зимой там созревают апельсины. Это очень красиво.

2 день . Лестница турок, где хочется  построить дворец и жить там, запретив туризм.Не расходуя времени на долгий итальянский обед, мы  отправились смотреть Scala dei Turchi  . Добраться  до вышеупомянутого великолепного природного  явления просто. Всего 7 километров  по направлению к побережью — и вы у лазурного моря.  Это скалистая стена, которая поднимается над морем вдоль побережья. Она стала достопримечательностью из -за природы камня:  он мягкий,  если так можно сказать про камень, белого цвета и очень своеобразной волнистой формы. Ах, какой прекрасный шарман!  Дух захватывает от красоты. И сердце бьется , как в кино показывают –«… часто и осмысленно»! Кстати, про кино.  Скала дей Турки упоминается и показывается в детективном сериале «Комиссар Монтальбано», который поставлен по роману известнейшего в Италии Андреа Камиллери, что родом из тех мест. Название Scala dei Turchi  (Лестница турок) происходит от прошлых пиратских набегов сарацин, арабов, турецких пиратов, которые, по сути, нашли убежище в этой области, менее избитой ветрами и представляющей безопасное место для пристани.

3 день . Сиракузы, где не хочется думать о математике, попивая пиво в еврейском квартале. Путь в Сиракузы был непростым. Ехать пришлось в темноте. А жаль!  Дорога лежала  средь апельсиновых рощ . Освещенные фарами деревья  казались декорациями к сказочному фильму. Однако качество дороги все время возвращало в реальность. Выбоина на выбоине.  В этой напряженной  для водителя и штурмана  рабочей атмосфере через 2,5 часа мы доехали до Сиракуз.

Отель заказали еще утром. Выбор пал на Hotel Posta  по причине его наиудобнейшего расположения на острове Ортигия  — наиболее симпатичной части города. Белый замок, синее море… Все как положено!  Ведь еще Архимед ,  коренной сиракузец, , говорил, выходя из ванной комнаты,  «Если вы путешествуете из города в город, не пренебрегайте математикой , рассчитывайте время в пути и выбирайте отель рядом с историческим центром!» А может и не говорил.

Что посмотреть в Сиракузах?  Обойти весь остров Ортигия и побывать  на площади  Архимеда. Найти его памятник и вспомнить старый мультфильм «Коля Оля и Архимед», добраться до кончика мыса и найти там замок  Маниаче. Дойти до фонтана Аретуса — место встречи между реальностью и легендой, в самой старой части города. В центре фонтана  в окружении кристально чистой воды  растет самый старый и единственный на острове  папирус.Легенда гласит, что Алфей,  бог реки, сын титанов Океана и Тефиды, влюбился в Аретусу, нимфу Артемиды, и пытался ее соблазнить. Аретуса  не хотела этого очень сильно и попросила  богиню Артемиду ее защитить.  Ну та и защитила, как могла —  превратила в источник!

Напротив фонтана в баре делают вкусный  сприц и подают к нему богатые закуски. Собираются там, в основном, местные ребята. Болтают, медленно пьют сприц и салютуют каждую проезжающую машину.  Машины иногда останавливаются перекинуться парой — тройкой новостей с местными ребятами, несмотря на то, что позади них  образовывается пробка.  Все спокойны.

От фонтана неподалеку , на главной площади, зайдите в церковь Санта-Лючия- Santa Lucia alla Badia.  На алтаре вы увидите картину Караваджо.  В Италии есть прекрасная возможность лицезреть  шедевры мирового искусства просто пройдясь по некоторым церквям. Сиракузы — рай для фанатиков истории и археологии.  Нам удалось побывать лишь на Пиацца Дуомо, зайти в барочный собор, бывший дорический храм и ближайший  музей.  Затем мы в прямом смысле  помчались к греческому и римскому амфитеатрам, но не успели. Зимой  они открыты до 15 часов.

4 день . На Этну! Вершина которой не была взята и оставлена на « как-нибудь в следующий раз» Значит  сами греческие и римские Боги нам велели ехать на Этну.  Но для начала — найти ночлег. День Сиракуз совпал с моим днем рождения, и я этим воспользовалась. Говорила: «Хочу прожить этот вечер и ночь  в самом необычном  отеле на Сицилии .  Мне про него друг рассказывал.  Он находится в Цафферана-Этнеа, что на полпути  к вулкану».  И топнула ногой.  Смиренные друзья потом долго благодарили меня за тоталитаризм. Они до сих пор показывают фотографии отеля друзьям и рассказывают о нем всем. B&B Sicilia in Miniatura весь разрисован. Каждый номер посвящен  одному из городов  Сицилии.  Семья, которая  придумала стиль для своего B&B, всегда радушно принимает гостей.

Сицилия в миниатюре

Они не прочь рассказать и о себе, и о своем деле. Кроме отеля у этой семьи есть большой ресторан и парк «Сицилия в Миниатюре», где можно увидеть основные достопримечательности острова  размером с метр. Словом, хотелось бы посоветовать вам: « Побывайте  там!». Конечно, в вашем случае, приказывать я не могу. А жаль.

На следующее утро мы отправились на вулкан,  но на вершину взобраться не удалось – непогодило.  И мы остановились на базе Рифуджо Сапиенца (1900 метров). Побегали, сдуваемые сильным ветром , по кратеркам,  выпили кофе и удовлетворенные отправились в Катанию. Конечно, я, следуя инстинкту  экскурсовода, постаралась рассказать  собранные на просторах интернета сведения о вулкане. Больше всего  моим попутчикам  понравилась легенда  об Афине, которая  придавила гиганта Энкеледа горой во время битвы  с Титанами, и этот самый Энкелед  время от времени пытается выбраться из- под горы. В декабре  2015 года  он «плюнул» лавой на километровую высоту,  и местные власти даже закрыли аэропорт Катании.

Спускались с вулкана по навигатору.  Прошу учесть : дорога местами очень плохая. Поэтому  ехать до Катании вы будете не быстро.

4 день. Катания, где лавовый  камень построек просветляет сознание через паровоз и , «на всякий случай, не дожидаясь извержений», гонит домой. В запасе у нас было еще 4 часа. Поэтому мы спокойно доехали до центра Катании, припарковались  примерно за 300 метров до  центральной площади 9 (Piazza del Duomo ). К нашему общему восторгу,  рыбный рынок еще работал. Мы застали завершение спектакля.  Но успели насладиться и криками торговцев, и видами даров моря, и процедурой уборки. Все это мы делали за столиком  невзрачной забегаловки, уплетая  свежую  жареную мелкую  рыбешку, креветки и кольца кальмаров  из бумажных пакетиков и запивая их пивом. Очень вкусно. Кафешка  (торговля из окошка) , находится по правую руку от фонтана, сразу же над рынком.  Кофе мы пили уже как белые люди  за столиками кафе на площади.  От площади можно  дойти и до замка Орсини.  Это рядом. Но идти придется  по киношному тревожным  улочкам.   И когда мы достали планшет для навигации, один местный житель нам так прямо откровенно сказал: «Уберите! Не соблазняйте никого!!!  Мы не хотим  воровать!»

А теперь  о  главном. Внимание, варнинг и аттенционе!!! Не повторяйте моей ошибки — не соблазняйтесь видом  туристического паровозика  и ни в коем случае не берите этот,так называемый, экскурсионный тур . Даже если не брать во внимание, что информация  подается на итальянском языке,  и просто не надейтесь за короткое время объехать достопримечательности Катании. Даже если дети просят. Даже если есть особая любовь к паровозикам.  Это пытка.  Вы едете в открытом вагончик   и дышите  выхлопными газами замаскированного под локомотив трактора.    Вас трясёт, как на тракторе  на брусчатке. Все. Больше мне добавить нечего.  Все впечатления по городу  придется составить самим. Главное запомните —  рыба жареная – да! Паровозик – нет!